Двенадцать тысяч новых кирпичей на сто метров прясла

Евген Гаврилов
Уникальные кадры самой масштабной реставрации смоленской крепостной стены за последние десятилетия. Взгляд изнутри

Смоленская крепостная стена переживает второе рождение — впервые за долгие годы на ее реставрацию выделили действительно значимую В Смоленске объявлен тендер на ремонт крепостной стены на 330 миллионов рублейВ конце ноября срок подачи заявок подходит к концу сумму.. Но не являются ли эти деньги каплей в море на фоне частичного обрушения кладки на ул. М. Жукова, просадки зубцов возле Копытенских ворот, контролируемого обрушения фрагмента в Лопатинском саду, расползающейся по швам башни Волкова, простаивающей вот уже 8 лет в состоянии погорельца башни Орел..? Давайте разберемся. С редакцией Реадовки67 связались представители федерального Агентства по управлению памятниками истории и культуры (АУПИК) и предложили взглянуть изнутри на второй этап масштабных реставрационных работ, основные из которых ведутся на набережной (38 прясло, на улицах Студенческая и Соболева), а так же в башне Громовая. Общая стоимость второго этапа реставрации Смоленскую крепостную стену продолжают реставрироватьМасштабная реставрация идет с некоторыми коррективами , напомним, составляет порядка 424 млн рублей.

Первый шаг на закрытую территорию проводимых на ул. Студенческая работ для меня сродни первого шага Армстронга на поверхность Луны. Трепет, с которым приближаюсь к главной достопримечательности родного города, пожалуй, сопоставимых масштабов. Ну здравствуй, родная, давно так близко не виделись, как ты тут? Не обижают рабочие?

Молчит. Вся в «перевязке» строительных лесов и защитных сеток. Кое-где проглядывают латки новой кладки, заметно выделяющиеся цветом и видом. Ну ничего, успокаиваю себя, пломба на зубе тоже первое время неестественно смотрится.

«Здесь действительно проблемный участок, — приветствует меня ответственный за производственные работы Николай Давлетьяров, представитель генподрядчика АО «МНРХУ». — Нам известно о двух реставрационных работах здесь, в советское время, в начале 60-х годов, и в 1999-м. На момент советской реставрации стена на XXXVIII прясле была в состоянии примерно таком, как сейчас участок у башни Веселуха. Основной ущерб по облицовке стены, где кирпич максимально подвержен влаге, внешняя часть была сильно разрушена. Работы были не самого лучшего качества, в основном клали на цемент, тогда как историческая кладка была на известняке. А их нельзя совмещать — начинают конфликтовать, кладка начинает отходить, усугубляя состояние крепости. Известковый раствор вымывается водой, цемент же более устойчив к влаге, в итоге облицовочный слой начинает отходить, появляются пустоты, стена «плывет».

Объясняется низкое качество работ времен СССР просто — в 60-х годах Смоленск едва не лишился своей архитектурной жемчужины. Первый секретарь Смоленского обкома Евгений Трубицын на полном серьезе планировал снести все храмы, кроме Успенского, а так же разобрать крепость. Лишь благодаря усилиям начальника Управления культуры Нины Чаевской удалось отстоять стену. Но на то, что хотели вовсе разобрать по кирпичам, а теперь вынуждены были ремонтировать, вменяемых денег, конечно же, не выделили.

Вот и получилось, что ремонт сделал местами только хуже, добавив головной боли следующим поколениям, взявшимся вновь спасать крепостную.

«У нас кирпичи на две категории разделяются, — поясняет Николай Николаевич. - Декомпоновка — если утрачено не более 3 см кирпича, т.е. восстановление кирпича, возвращение его в кладку. Если же утрачено больше — применяем вычинку, меняем на новый кирпич. Разумеется, чтобы принять решение по определенным элементам, их необходимо извлечь, зачистить. И если с известковым раствором работать легко, вытаскивается кладка без проблем, цементный приходится долбить долотом, и то не всегда поддается. С одним участком наши специалисты 4 дня работали, только ручной труд — скарпель и молоток, но так ни один кирпич и не поддался — решили оставить, как есть, чтобы наши старания извлечь «новодел» не привели к еще большим разрушениям. Проблем добавляет еще и сама кладка — кое-где ее переделывали без соблюдения очередности. Должны чередоваться тычок и ложок — маленький кирпич и длинный, крестовая кладка так называемая. А на некоторых участках перекладывали «на глаз», и из-за более крепкого, чем исторический, раствора, это уже не исправить».

Если верить паспорту объекта, 38 прясло уже ремонтируется с опозданием — там указано четко, начало работ — август 2020, окончание — ноябрь 2020. 100 погонных метров крепостной стены же сегодня рабочие облепили, словно муравьи. С 8 утра до 6 вечера здесь трудится в среднем 20 человек, немало для такого участка. Как пояснил мне представитель ООО «Спецстройреставрация», отвечающего за авторский надзор, Владимир Михайлов, виной тому те самые неучтенные Ходы, лазы и тайные комнаты: что скрывалось внутри смоленской крепостной стены?Как в Гарри Поттере, но не все так круто работы. Заранее сказать точно, за каким кирпичом обнаружится «неправильная» кладка, какой поддастся без проблем, а где любое вмешательство будет грозить обрушением — практически невозможно. К тому же, само состояние крепости усугубляется чрезвычайно быстро, проводимые работы по обследованию кладки теряют актуальность. Выходит ситуация как в медицине: анализы для операции нужно собирать в течение двух месяцев, а действительны их результаты две недели.

«Я не возьмусь точно сказать, как быстро мы здесь закончим, — говорит Николай Давлетьяров. — Однозначно 21 год. Точнее... где-то в диапазоне март-июль. Сюрпризы могут ждать нас на каждом шагу, как неприятные, так и приятные — как недавно мы обнаружили засыпанный ход на нижние ярусы, сейчас его расчищаем, готовим к передаче заказчику, чтобы те уже принимали решение о дальнейшем использовании — музеефицировать или консервировать для сохранения. Кладка отнимает основную часть времени и усилий. Кровлю мы просто меняем на 100%, это новодел, исторической ценности она не несет. Даже та, что старого настила — все равно новодел. Изначально в кровле не было никакого смысла, это до первой огненной стрелы. Если сравнивать с европейской замковой архитектурой, все укрепления там тоже либо делались наглухо, с каменными сводами, либо оставлялись, что называется, с «непокрытой головой».

Летом в Смоленск приезжал Илья Варламов захотел переехать в Смоленск ради РеадовкиИзвестный блогер-урбанист наконец посетил наш город известный блогер-урбанист Илья Варламов, которому повезло забраться на крепость на участке возле Никольских ворот. Там он пришел в ярое негодование "Это провал и позорище! Купили самый дешевый кирпич на рынке"Илья Варламов в шоке от реставрации смоленской крепости от состояния новой кладки, цитата: «качество реставрационных работ — купили самый дешевый кирпич на рынке и из него все сложили. Все забетонировали... Провал и позорище». При этом на реставрируемом сегодня участке стены визуально наблюдается схожая картина — кирпич-новодел выглядит совершенно по-другому, нежели историческая кладка.

Не получится ли, что вся стена после такого ремонта утратит свою 400-летнюю ценность?

«Новый кирпич естественно будет выглядеть иначе, — отвечает Андрей Цицаров, инженер генподрядчика АО «МНРХУ». — Даже тот факт, что у нашего одна и та же форма, одинаковые размеры. Я поясню: когда начиналось строительство крепостной стены, были совершенно другие технологии. Не было единых стандартов. Кирпич делался разный, в зависимости от выполняющих заказ государя бригад. Люди ремесленные из разных мест съезжались, делали вроде одно, но все равно по-разному. И вся крепость у нас не совсем единообразная, если присмотреться, разнится ширина прясел, швы. Тут важно понимать, как велись строительные работы, ее ведь не строили последовательно, с запада на восток, с севера на юг. Возводились, вероятнее всего, башни одновременно, а после уже между ними «натягивались» прясла. На время стройки Борис Годунов по всей стране запретил возводить каменные строения — чтобы весь кирпич сюда свозился. Нет ничего удивительного, что кладка может отличаться. Мы сейчас делаем с соблюдением существующих норм и технологий, не стоит за это переживать. Кирпич, кстати говоря, местный, смоленский. Изначально решался вопрос поставки между Нижним Новгородом и Челябинском, но удалось согласовать возможность производства здесь, на Лавочкина».

Раз уж речь зашла о Нижнем Новгороде, тамошняя крепость, практически брат-близнец нашей, используется по полной программе — несколько башен объединены в единый музейный комплекс, все приведено в порядок, проложены коммуникации, разумеется, те же трубы отопления и электрокабеля пролегают поверх кладки. А у нас... На 38 прясле пока нет планов электрификации, там сейчас главная задача восстановить состояние самой стены для возможности дальнейшего использования. А в Громовой башне реставрация времен СССР по-настоящему варварски вторглась в недра кирпича: проводка пущена внутри стены, кладка и своды штробились, нарушая прочность конструкции. Сегодня это все будет аккуратно демонтироваться, а электричество пустят навесным способом. Что касается отопления в музее «Щит России» — оно так же будет подключаться к электросети, это более уместно для фортификационного памятника и не нанесет вреда.

Кстати, помимо восстановления кладки, напольного покрытия и кровли, 38 прясло будет также оборудовано защитными конструкциями — между зубцами натянут защитные тросы, чтобы в будущем, когда здесь наконец будет организован доступ горожан и туристов, по стене можно было без опаски передвигаться.

Громовая башня — второй объект, который мы посетили с представителями организаций, отвечающих за реставрацию крепостной стены. На давно висевший в воздухе вопрос — почему вообще начали с чуть ли не самой сохранной из башен, когда есть более проблемные участки, был дан весьма конкретный ответ:

«Это — лицо города. Самый центральный объект и, по сути, главный музей города, связанный с крепостью. Изначальный заказчик работ — Дирекция по реконструкции и реставрации, которая работала с РВИО, обговаривала именно Громовую в качестве первого объекта реставрации, как объекта, к которому всегда самое пристальное внимание. Обойди они ее стороной — тоже возникли бы вопросы. А так — предыдущий год проводились работы по обследованию всех участков стены, чтобы выявить необходимость противоаварийных работ, и в планы корректировок существенных не поступило. Даже трещина, которая идет прямо перед Громовой — в начале участка прясла, ведущего к башне Донец, не требует экстренного вмешательства. Она затрагивает облицовочный кирпич, не является осадочной и не несет опасности самой конструкции. Просевший зубец возле Копытенских ворот привязан к основному пряслу металлокаркасной обоймой, желвообразное кровельное покрытие установлено на 26 прясло, чтобы предотвратить попадание влаги и дальнейшее разрушение. Кладка у катамаранной базы, где проводилось контролируемое обрушение, так же стабильна — там требуется только реставрация».

Главной проблемой затягивания сроков и здесь реставраторы называют саму специфику обследований перед началом работ: разрешается во время разработки проекта проводить лишь визуальное обследование, без применения иструментального вмешательства. И выходит как с 38 пряслом — во время изъятия поврежденных участков кладки всплывают несоответствия с проектом. Так, на 100-метровом участке на улице Студенческая только на восстановление облицовочной кладки уже ушло более 12 000 кирпичей! А это, по сути, лишь начало работ, и по каждому кирпичу принимается индивидуальное решение — сохранять и восстанавливать или заменять. И сейчас никто не возьмется сказать, сколько в итоге материала будет затрачено до окончания работ.

Тот факт, что работы проводятся в зимний период времени — не повод для беспокойства. Для понимания: при вычинке сейчас применяют состав, который работает при отрицательных температурах и отличается от летнего. Специальные добавки в раствор не дают при насыщении кладки влагой ей расширяться, что могло бы привести к потере своих свойств всей кладки. Декомпоновочные же работы подразумевают лишь особый температурный режим, там уже никаких составов с примесями нет, поэтому к восстанавливаемым кирпичам пристраиваются временные тепляки, где создается необходимая температура.

Внутри ярусов Громовой башни так же работают тепловые пушки, а еще обеспечивается непрерывная циркуляция воздуха, иначе штукатурка не будет сохнуть. Здесь на ярусах будет полностью переложено напольное покрытие — оно так же было новоделом, к тому же, применялась кладка разного узора (по мере износа кирпичей отдельные ряды перекладывали другой стороной, что привело к «разносолу» по всей площади музея — ложки, «елочка», простая выстилка). Теперь же рисунок будет приведен к одному виду, выровнен по бойницам, амбразурам и ярусам.

Работы еще предстоит много, а на мой вопрос «сколько крепость требует денег, чтобы не просто выполнить необходимое, а полностью довести до ума», прозвучала приблизительная оценка «вдвое больше, чем выделено». Что ж, если так и есть, дело за малым — продолжать держать руку на пульсе, пока ведутся текущие работы, внимательно следя за их ходом. Ведь если уже выделенные средства будут вложены с толком, а не как на «юбилейную» реставрацию, последствия которой лежат грудой битого кирпича возле Долгочевской башни, не исключено, что «всем смоленским миром» сумеем донести до Кремля важность еще одного денежного вливания, чтобы стало уж совсем хорошо! Мы ведь постараемся?

Использованы материалы следующих авторов:

Плюсовая температура на время покинет Смоленскую область

Артём Булычев

Мороз, видимо, подрабатывает в регионе 67 вахтовым методом.
Завтра, 6 марта, синоптики обещают небольшое похолодание. Столбики термометра впервые за неделю не поднимутся выше нуля, а снег еще чуть-чуть «потерроризирует» смолян. Завтра ночью жители Смоленщины смогут увидеть небольшой снегопад, днем же осадков ожидать не стоит. На некоторых участках дороги сохранится гололедица, а ветер будет достигать скромных 5-10 м/с.Температура воздуха по области ночью

...

В Смоленске первый из 30 привезенных из Москвы троллейбусов будет выведен на линию

Дарья Сивенкова

В настоящее время он проходит тест-драйв.
В Смоленске сегодня, 24 декабря, первый из 30 привезенных из Москвы троллейбусов будет выведен на линию. Новенький транспорт уже проходит тест-драйв и скоро будет готов принимать первых пассажиров. Электротранспорт будет передвигаться по маршруту от Полиграфкомбината до остановки «Шарм». После обеда смоляне уже смогут оценить комфорт и качество троллейбуса и прокатиться на нем.На следующей неде

...
Новости партнеров


наверх