Фотографы Смоленска: Никита Ионов

Евген Гаврилов
Почерк, который создается светом и сюжетами

Так уж сложилось, что наша ежевечерняя рубрика #фотосмоленска на Важном показывает работы местных умельцев ловить пейзажные и репортажные кадры. А ведь сколько в Смоленске мастеров от мира фотоискусства создают невероятные постановочные снимки с участием людей! Не пора ли завести рассказ и о них? Пора, конечно же. И почему бы не начать с диалога с известным в городе «укротителем» света Никитой Ионовым? Сложные декорации, детализированный грим, тематические фотопроекты и модельные показы — все это его рук дело.

В фотографию, как правило, приходят двумя путями — приводят обстоятельства или люди. Как у тебя сложилось?

«Тут, пожалуй, комбо-многоходовочка была. Начиналось все банально — в руках держал свою первую цифромыльницу и щелкал все подряд, как сейчас на телефон делают многие. Так продолжалось лет пять и естественно, ни о каком профессионализме и речи быть не могло. А потом случайно на одном фото-сайте взгляд зацепился за крайне вкусный кадр с интересной, как мне показалось, обработкой. Написал автору, она мне ответила, завязалось общение. Ее учитель, Андрей Разумовский, в итоге и стал моим главным наставником».

Раз на той фотографии обратил внимание на обработку, это поначалу сильнее всего и увлекало?

«Именно. Я тогда считал, что все сводится, грубо говоря, к ползункам в фотошопе — подвигал, все, считай, обработал. А на курсах мне буквально открыли новую реальность, которая существует параллельно с „основным“ миром».

Сейчас очень много самоучек-фотографов, как думаешь, мог бы того же, что умеешь, достичь без курсов, семинаров и школ?

«На тот момент (это 2010 год был) в Смоленске с интернетом и фотостудиями туговато было — просто вбить в поисковик „арендовать/пройти курсы“ было практически бесполезно. Поэтому я мотался в Москву на обучение, а свое первое осветительное оборудование покупал на глаз, зная лишь приблизительно свои потребности, так как попросту негде было попробовать, подержать в руках и решить, что именно нужно. Но, к слову, свой первый свет до сих пор использую, выбор был сделан удачно. Без обучения — думаю, добился бы определенных результатов. просто мои работы были другими, не такими как сейчас. Мой „почерк“ в большой степени формировался именно в ходе учебы».

Универсальных педагогов не бывает, в чем тебя не натаскивали?

«Разумовский — чистой воды студийный глянец. Все остальное он называл сканированием реальности посредством фотоаппарата. Нас так учили, поэтому в постановочной съемке, где можно выстроить свет самому, детально прописать все действия модели и сделать хоть 50, хоть 100 дублей у меня есть четкое понимание всего процесса. А вот выбирать ракурсы, ловить момент в живой, репортажной съемке, считаю, что до сих пор держусь на очень среднем уровне».

Свет, как главное орудие фотографа, лучше приручать опытным путем или проще заучить основные схемы расстановки источников освещения?

«Тут все зависит от задачи. Когда я учился, мы изучали как достичь объема в фотографии, используя цветовой контраст и атмосферную перспективу, подчеркивать нужные тебе элементы снимка, и все. Дальше уже твое творчество, комбинируй, как считаешь нужным. Таков основной подход школы, которую я проходил, и стиль многих ее учеников тем и узнается».

Остался позади «курс молодого бойца», перед тобой непаханое поле фотографии, с чего начинал тогда?

«Удачно совпало, что выдался месяц отпуска, сразу стал строить студию. Возможности были очень ограничены, потому ютились мы в подвале моего дома — низкие потолки, помещение буквально 3х3 метра. Своими руками переделывались пол, потолок, стены, хватило место даже для мейкап-зоны».

Фотографы по своей натуре — «Плюшкины», начинаешь покупать объективы, потом свет, потом расходники, дополнительное оборудование, стойки, фильтры, крышки, держатели... как не уничтожить этим собирательством семейный бюджет и не превратить жилье в фото-склад?

«Мне в этом плане проще — с первого дня в профессии была студия, где все оборудование и хранится. Вопрос хранения касается в оснвоном тех декораций к съемкам, которые уже отработали свое, но получились красиво и выкидывать их жалко. А для для всего остального у меня выработана своя схема — правило трех баз. Если вижу, что лежит что-то и не используется — это перекладывается в подвал. Вспомнил про нее? Значит, доставай и используй. Нет? Нашел, допустим, через год, понял, что выбрасывать еще жалко, а все равно пылится — перевози в гараж/на дачу. И по такой же схеме оттуда уже на свалку отправляется совершенно ненужное оборудование. Но исключения бывают — кресло Суини Тодда, к примеру, до сих пор у меня, очень жалко выбрасывать, думаю, может кому-то еще пригодится».

А что же до собирательства объективов. Есть грань разумного в количестве стекол?

«Я стараюсь быть в стороне от техноспоров. Считает кто-то, что нужна коллекция на полную коллекцию линейки „кэнон“ — его дело. Хочет кто-то всю топовую оптику иметь — пожалуйста. Я стараюсь иметь необходимый минимум — портретные объективы, широкоугольник, телевик для „дальнобойной стрельбы“. Показательный пример, когда важно знать меру — погнался за крайностями, взял объектив 8-15 мм и стекло а-ля „телескоп“ с 500 мм фокусного расстояния. И что? Да, они очень хороши, но используются неоправданно редко. Задачи, под которые заточены эти два экземпляра, достаточно специфичны и попросту не окупают себя. Что же касается дороговизны — от прямоты рук очень многое зависит. Один мой друг, фотограф столичный Саша Партизан, показывал мне серии своих работ, снятые попеременно на две камеры из совершенно разного ценового сегмента. И сказать с уверенностью, что этот кадр „дешевле“, а этот „дороже“ у меня не получалось ни разу».

Помнится, будучи с тобой на одной съемочной площадке, услышал от тебя фразу «я свое уже наснимал, хочется больше в режиссерском кресле на съемках бывать, организовывать сам процесс». Устал от фотографии?

«Не совсем так, просто лет за пять, так получается, что в любом своем увлечении я разбираюсь — понимаю все основные тонкости, нюансы и приемы полностью. Так было с фехтованием, велоспортом, мотоциклами. К счастью, от фотографии уставать я не собираюсь, просто пришло понимание своих сил, вижу, как решать ту или иную задачу и где мой потолок, который чтобы переломить, нужно целенаправленно посвящать время конкретной стороне вопроса — будь то постановка или пост-обработка. Так что это, пожалуй, ушло фанатичное любопытство, уступив место уверенности в том, что делаю».

А тяжело совмещать работу в фотостудии, репортажным фотографом и управлять модельной школой одновременно?

«Скучать уж точно не приходится! Но зато всему есть место. Имхо, мне очень повезло — работа выстроена так, что хватает и конкретных практических задач и творчества. Все виды моей деятельности взаимосвязаны и отлично друг друга дополняют. Постепенно отлаживается работа всего этого механизма, появляется больше времени на эксперименты, как, например, наши открытые фотопроекты, которые и моделям опыт приносят, и фотографы городские портфолио пополняют интересными снимками. Да и для наших костюмеров-дизайнеров проверку на прочность делают».

В завершение про проблему поколений хочется спросить. Не так уж давно был переход фотографии из пленки в цифру, что оставило «за бортом» множество профессионалов своего дела, не захотевших/не сумевших перестроиться. Как думаешь, однажды наше фото-поколение тоже что-то выведет из игры?

«Конечно, и это правильный, закономерный процесс. Каждое поколение фотографов привносит что-то новое в это искусство. Знания, опыт, приемы и стили — все это накапливается, становясь базой для идущих следом, мы „стоим на плечах“ прошлых поколений, наших учителей, используем их опыт. Те, кто после нас придут, будут использовать наши наработки, создавая что-то свое. Таков порядок вещей и это только к лучшему, ведь мы вносим свой посильный вклад в прогресс и развитие отрасли в целом!»

Использованы материалы следующих авторов:

Два татами для детей

Евген Гаврилов

В Смоленске прошли соревнования по вольной борьбе среди юниоров.
В канун Дня Победы, 8 мая в стенах Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма состоялись соревнования по вольной борьбе. Участниками стали не только местные спортсмены, десятки гостей из соседних регионов во всех весовых категориях приехали сразиться между собой в жестких спаррингах. Состязания шли параллельно на двух аренах, что только добавляло зрителям азарта — глаза разбегаются, в ушах со всех сторон раздается эхо тренерских советов, и все это под аккомпанем

...

Фотографы Смоленска: Денис Максимов

Евген Гаврилов

Вы видели город с сотни ракурсов? Так у него всегда есть сто первый.
Сколько бы ни судачили в комментариях к нашим фото-подборкам, мол, развелось фотографов, каждый второй с «зеркалкой» бегает, а герои этой рубрики заслуживают вашего внимания. У каждого из них свой неповторимый стиль, пристрастия и, конечно же, великое множество потрясающих кадров! Итак, сегодня в гостях у нас Денис Максимов, автор, мелькающий на #фотосмоленска едва ли не чаще всех остальных, разумеется, заслуженно. Тебя в городе уже давно знают, как обладателя фотографий Смоле

...


наверх